Проектируя искусственную визуальную среду, мы неизбежно задаемся вопросами: Что является залогом благоприятной физиологии? Какие условия необходимо создать для глаза, чтобы он чувствовал себя комфортно, или попросту «отдыхал»? Что для него лучше — работа или бездействие? Где глаз чувствует себя лучше — перед пустым экраном или в разнообразной природной среде? Ответ на эти вопросы давно известен: «Наилучшие условия создает природная среда».
Как показывают эксперименты, человеческий глаз чувствует себя комфортно лишь тогда, когда у него много работы. При этом он естественно сформировавшиеся визуальные ноля воспринимает как наиболее благоприятные, поскольку они отличаются максимальным разнообразием реперных точек, содействующих фиксации взора. Разнообразие, соразмерность и ритм природного формообразования обеспечивают позитивные визуальные ощущения.
Возникает логичный вопрос — есть ли место в данной концепции современным искусственным материалам? Разумеется, есть. В качестве подтверждения можно указать на пластиковые окна, которые применяются сегодня почти повсеместно и совершенно не считаются отклонением от естественных природных традиций. Даже в помещениях и внешних фасадах зданий, выполненных в природном стиле, можно встретить пластиковые окна, которые отлично вписываются в общую концепцию. Особенно, если учесть появление различные приемы по стилизации таких окон. Ведь очень часто внешние оконные профили пластиковых окон умело маскируют под дерево и другие природные материалы.
Непрерывно стараясь выделить наиболее характерное, беспрестанно сопоставляя и сравнивая, автоматия саккад выступает в качестве того тончайшего природного инструмента, который способствует воспринятию гармонии. Воспринимая гармоничные картины природы, глаз определяет для себя оптимальный режим пульсации, благодаря которому организм обретает способность к собственному ритмогенезу. В результате человек начинает испытывать ощущение визуального, эмоционального и эстетического удовлетворения. Естественно, что точно таким же образом человеческий глаз ведет себя в условиях искусственной визуальной среды.
При решении проблем искусственного формообразования всегда возникает вопрос о роли, которую призваны играть декоративные элементы. Создатели стиля «интернациональной архитектуры» утверждали, что они вообще не нужны, а форма должна строго следовать функции. По их мнению, декоративные детали были не только бессмысленны и дорогостоящи, но и абсолютно несовместимы с пониманием «современного» стиля.
Вальтер Гропиус считал всякое стремление к индивидуализации образа попыткой выпячивания собственного «я», совершенно недопустимого при формообразовании в индустриальных условиях. Искусствоведение в прошлом не было в состоянии привести достаточную и убедительную совокупность рациональных доказательств неверности подобных теорий, — в наши дни помощь пришла со стороны визуальной экологии.