ГлавнаяАрхитектураФормы организации архитектурного проектирования и взаимодействие с обществом: ретроспектива в историю

Формы организации архитектурного проектирования и взаимодействие с обществом: ретроспектива в историю

Традиционно российский архитектор на заре развития профессии либо выступал в роли государственного служащего, числившегося по министерству внутренних дел, либо был инструментом удовлетворения тщеславия именитого частного заказчика. Работа архитектора на свободный рынок высококвалифицированного труда только начала вырабатывать упорядоченные формы к началу XX века.

Формы организации архитектурного проектирования и взаимодействие с обществом: ретроспектива в историю

Парадоксально, но именно сегодня когда роль государства в вопросах строительства все менее ощутима, а объекты финансируются частными инвесторами, формы организации архитектурно-строительной деятельности вновь возвращаются к профильным саморегулируемым организациям, или СРО. В цивилизованных странах уже давно и успешно работает множество таких организаций, которые стали альтернативой традиционному государственному регулированию. Вступить в СРО может каждая профильная организация, поскольку именно так компаниям проще отстаивать свои права и вести диалог с коллегами по цеху и общественностью.

Организация архитектурного проектирования в 20-30 годы

Но вернемся к истории. Понятно, что к концу 20-х годов, когда началось интенсивное капитальное строительство и в роли монопольного заказчика стало все активнее выступать государство — через быстро бюрократизовавшуюся систему ведомств, архитекторы в абсолютном большинстве восприняли эту ситуацию как понятную и даже естественную.

Добавим к этому тотальный дефицит жилья и общественных пространств, длящийся в целом до настоящего времени, и становится очевидным: отсутствие представлений о самой возможности считаться с мнением и собственными запросами потребителей было закономерным. Закономерно и закрепление такого положения в профессиональном сознании на долгие десятилетия.

Тоталитаристские устремления пионеров «современной архитектуры» проявлялись однородно как на Западе, так и в годы СССР, но только во втором случае поле для их монопольного господства оказалось расчищено совершенно. Переворот в области официального вкуса, утверждение «фантазийного» неоклассицизма в качестве единственного «правильного» стиля, произошедшие в середине 30-х годов, никоим образом не затронули доктрину осчастливливания граждан, независимо от воли и желания последних.

Подобный процесс не может проходить безболезненно и для внутреннего устройства профессиональной жизни; нельзя быть тоталитарным доктринером вовне, сохраняя демократичность внутри профессиональной организации. Невозможно было утверждать единство стиля вовне и допустить разночтения в его интерпретации внутри «цеха».

Как и другие творческие союзы, Союз архитекторов СССР, окончательно сформировавшийся в 1937 г., должен был выполнить одну функцию — искоренить плюрализм в понимании задач профессии, ранее поддерживавшийся конкуренцией нескольких творческих объединений, будь то «конструктивисты», «рационалисты», «пролетарская архитектура» и т.п.

Раз возникнув, пирамидальная, бюрократическая организация профессии в рамках Союза, органически сочетавшаяся с переходом архитектуры со статуса свободной профессии в статус государственной службы, упорно себя воспроизводила. Хрущевские реформы не только не затронули сложившийся порядок вещей, но напротив укрепили его, устранив последний реликт прежних времен – Академию архитектуры.

Диалог с общественностью в 70-е

Необходимо признать со всей определенностью, что в 70-е и в первой половине 80-х годов профессиональное сознание архитекторов Советского Союза имело сугубо сервилистский характер: традиционно апеллируя к интересам горожан, упорно настаивая на необходимости высвобождения архитектуры из-под мелочного контроля бюрократической верхушки строительного комплекса, архитектор исходил из весьма специфической трактовки творческой свободы.

Если отбросить декоративную риторику, то фактически речь шла постоянно о том, чтобы с помощью высшего горизонта государственной власти архитектурная элита могла сама занять господствующую позицию в едином архитектурно-строительном комплексе, используя все те же рычаги монопольного управления, но в своих интересах.

Наличие нескольких «еретиков», устно и письменно настаивавших на смене целей, на ориентации в пользу подлинных интересов потребителя, на поиске союзников в борьбе — не за архитектуру, но за качество среды обитания, немыслимое без гуманного характера архитектуры, не меняло картины по существу.

Новые вызовы в годы перестройки

Начало перестройки общественной жизни и в первую очередь развитие гласности поставило архитектуру как профессию и союз архитекторов как общественную организацию части профессионалов (примерно треть от общего числа архитекторов, наиболее опытная и, соответственно, наиболее старшая треть) в трудное положение. Традиционно веря, что архитектор несет ответственность за конечный эффект разработки строительного комплекса, литераторы, художники, представители других гуманитарных областей, лидеры движений в защиту исторического наследия и в защиту природы еще в 70-е годы, отождествили архитектора с бюрократической системой управления, порождавшей безысходную монотонность и эстетическое убожество городов, поселков, сел.

Архитекторы, находясь в положении государственных служащих, естественно не дерзали переносить обвинения в их адрес на бюрократическую власть, оправдываясь тем, что, бессильны перед строительным комплексом, но вместе с тем настаивая на .своем исключительном праве на истинность собственных проектных решений.

Съезд советских архитекторов, собравшийся летом 1987 г., сменил руководство Союза, но сохранил в неприкосновенности привычную схему подмены первичных причин сложившегося положения вторичными причинами «Профессиональный цех» также сохранил без изменений традиционную наивную веру в абсолютную силу высших партийно-государственных решений. В сентябре того же года вышло долго ожидавшееся Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии советской архитектуры и градостроительства, в подготовке, которого Союз сыграл немаловажную роль.

Постановление фиксировало социальную значимость архитектуры, необходимость радикального повышения технических возможностей реализации архитектурных решений, отмечало повышение роли союза архитекторов в принятии существенных решений … Взоры большинства архитекторов с надеждой устремились в ближайшее будущее, однако год спустя, несмотря на некоторые позитивные сдвиги в частностях, отметить сколько-нибудь значительного улучшения положения оказалось невозможно.

Более того, в Москве, по традиции являвшейся образцом для подражания в других крупнейших городах страны, был осуществлен важнейший акт прямо противоположного свойства — учреждение Московского Строительного комитета означало реальную опасность сосредоточения в руках одного бюрократического аппарата всех функций: заказчика (от имени муниципалитета), подрядчика и даже генерального проектировщика. Лишь чрезвычайным усилием архитекторам столицы удалось предотвратить организационное вливание всех проектных служб столицы внутрь системы Строительного комитета.

Только к весне 1988 г. ранее ничтожное меньшинство сколько-нибудь известных представителей профессии стало возрастать и завоевывать поддержку своей программы решительной радикализации социальной позиции Союза и всего «цеха». Этому способствовало несколько обстоятельств. В .первую очередь следует иметь в виду усиление демократических движений на местах, в городах и отдельных районах крупнейших городов. Архитектор оказался перед выбором: или присоединить свои профессиональные знания и умения к активности инициативных групп, или откровенно встать на позицию бюрократии, то есть выступить против все более четких устремлений горожан и их высококвалифицированных «адвокатов» — социологов, экологов, историков, экономистов.

Естественно, что все большее число архитекторов (одни искренне и убежденно, другие — скрепя сердце) начали делать выбор в пользу союза с общественностью. Во-вторых, работа в режиме диалога архитектора с неархитекторами — как, например, в Экспертно-консультативном общественном совете при главном архитекторе Москвы и Петербурга — убедила часть архитекторов в том, что результирующий компромисс как правило дает более интересные результаты, чем работа в режиме монологического «высказывания».

В-третьих, включение нового руководства союза архитекторов (центрального и части республиканских) в крупномасштабные общественные движения, установление рабочих контактов сотрудничества с иными творческими союзами впервые заставили часть архитекторов занять позицию конструктивного политического диалога с высшими этажами государственной власти.
Активная поддержка многих начинаний — от важнейших, подобно созданию всесоюзного общества «Мемориал», ставящего целью увековечение полноты памяти о жертвах сталинского террора до, казалось бы, второстепенных, вроде Общества защиты животных, — оказала уже мощное обратное влияние на профессиональное сознание архитекторов, не исключая и традиционалистов.

Еще в составе решений съезда советских архитекторов содержались постулаты о разработке архитектурно-градостроительного законодательства, Они же вошли в состав вышеупомянутого правительственного постановления, где, однако; вполне традиционно приняли форму поручения ряду ведомств, власть из которых отнюдь не стремилась к полноте и скорости исполнения такого рода поручений.

Общая радикализация «цеха» привела к тому, что уже в 1988 г. Союз архитекторов прочно захватил инициативу в свои руки и в начале 1989 г. опубликовал свои проекты законодательных актов активно демократического характера. Союз включился также в подготовку других важнейших законодательных актов, в первую очередь Закона о местном самоуправлении, от содержания которого качество среды зависимо в максимальной степени.

Наконец, новый Закон о выборах, предоставивший архитектурному «цеху» десять мест в высшем органе законодательной власти страны, и развернувшаяся в рамках Союза избирательная кампания не могли не вызвать дальнейшей радикализации и поляризации позиций внутри «цеха» между реформистами и консерваторами.

Энергия первых не могла не понудить вторых к частичному пересмотру своих представлений и в целом. Союз архитекторов вышел из .предвыборной кампании существенно обновив свою платформу. Ситуация неоднородна по стране, и в разных национальных республиках, в разных, городах мы обнаруживаем все оттенки подхода к ключевой проблеме диалога архитектора с обществом и властью. Было бы неосторожно настаивать на демократизации архитектурного сознания как уже достигнутом результате, но как тенденция этот сдвиг обозначился уже достаточно сильно.

Продолжение следует

Читайте также

Не пропустите

АШАН Україна відновив популярну онлайн-послугу у партнерстві з Новою Поштою

Гіпермаркети АШАН Україна продовжують активно працювати в Україні. Мережа також закуповує за кордоном продукти, яких на даний момент немає в Україні та надає можливість створювати онлайн-замовлення товарів. Доставку здійснює “Нова Пошта”.

Нові хронотермостати Sensys HD від Ariston

Компанія Ariston продовжує поповнювати свої рішення для комфорту оселі та розумного клімат-контролю, і на цей раз через запуск нової лінійки Sensys HD.

Розетка как оружие? Почему советские розетки отличались от западных

Электрические розетки, произведенные в СССР, отличались от западных по своему устройству, хотя внешне могли выглядеть точно также. С чем это связано? По всей видимости, речь идет о военной хитрости.

Новое на сайте

Нові хронотермостати Sensys HD від Ariston

Компанія Ariston продовжує поповнювати свої рішення для комфорту оселі та розумного клімат-контролю, і на цей раз через запуск нової лінійки Sensys HD.

Розетка как оружие? Почему советские розетки отличались от западных

Электрические розетки, произведенные в СССР, отличались от западных по своему устройству, хотя внешне могли выглядеть точно также. С чем это связано? По всей видимости, речь идет о военной хитрости.

Дом на берегу моря в Кадисе (Испания) с ярким светлым интерьером

На скалистом побережье Кадиса архитектор и дизайнер интерьеров Лаура Гярна (Laura Gärna) создала этот уютный дом в гармонии с морской стихией.

Типичные ошибки частного застройщика, проверяем качество строительства

Решившись строить дом в нестабильное время, не стоит рассчитывать на проторенный кем-то путь – ситуация меняется постоянно. Чтобы результат отвечал ожиданиям, нужно знать правила игры.

Детская: оформление и планировка многофункционального интерьера

Дизайн детской комнаты или всего дома? Планировка и оформление детской – одна из непростых, но интересных задач. И детскую, и другие помещения в доме нужно планировать с учетом интересов детей. Ведь пространство ребенка не ограничивается только детской.