Дом площадью 300 метров строила фирма, хорошо зарекомендовавшая себя на других стройках, не сетующая на нехватку работы, не пасующая перед сложными задачами. «Сервисно-строительная фирма» – такая надпись значилась на печати подрядчика, который должен был возвести коробку дома под крышу, без отделочных работ, а также выполнить конструкцию крыши площадью 350 м2 и смонтировать кровлю.
Застройщик, заказавший выполнение строительных работ, предоставил исполнителю проект, выполненный на заказ. Но руководитель строительной фирмы пересчитал конструкцию крыши и заказал стропильную систему на свое усмотрение. Что было бы, если бы он допустил ошибку?
Подбирая материал для кровли, хозяева руководствовались мнением продавца оптового склада стройматериалов, который предложил волнообразную керамическую черепицу известной фирмы. Конструкция крыши, кровельное покрытие и мансардные окна обошлись застройщику недешево.
Начало было удачным – подрядчик правильно рассчитал конструкцию крыши. Уложил, как умел, керамическую черепицу. В августе, после первой грозы стало понятно – что-то не получилось: крыша протекала. Вода стекала по стенкам и дымоходу, намокали стропила. Это было не просто протекание в одном месте. Крыша была как решето, выполненное из фирменной черепицы.
Хозяйка вызвала бригаду, выполнявшую работы, но ее руководитель не придал значения проблеме: «Подтекает от балконной двери». Да, под дверью была щель, но откуда взялась вода на стенах мансарды?
Очередная непогода – снова потоп. И снова визит кровельщиков. Стало понятно, что дело – серьезное. Решили переложить черепицу и отремонтировать часть крыши. Черепицу уложили заново, на этот раз – более аккуратно. После этого ремонта крышу утеплили. Пришла зима. Снег скапливался на пленке, уложенной под черепицей, – было слышно, как время от времени по ней сползает снежная лавина. Когда наступила оттепель, вода потекла с кровельной пленки, а дальше – по стенам.
Покрытые инеем стропила стали мокрыми. Вода проникала и через пленку, и через минеральную вату. Кровельщики подозревали, что проблема – в дымоходе. И действительно – вода попадала в дымоходные каналы, стекала по клинкеру, а уже на втором этаже просачивалась через обычный кирпич. Были уплотнены элементы дымохода, на входах в каналы были установлены пластиковые решетки с капельником. Была исправлена ситуация рядом с дымоходом, но не на всей крыше.
Подрядчик выдвигал все более изощренные теоретические версии. Он заявил, что проблема исчезнет, когда дом начнет отапливаться. Больше всего он настаивал на том, что виновата бракованная черепица.
Приехал представитель производителя, который снимал черепицу, замерял расстояние между контррейками. Оказалось, что только некоторые из них были уложены с соблюдением нужного расстояния между ними, составлявшем 36,5 см. Он также отметил, что ряды черепицы уложены неровно, а доборные элементы кровли, особенно окончание ендовы, выполнены неаккуратно. Два элемента черепицы, по мнению хозяев, наиболее деформированные, представитель забрал для экспертизы. Результат был неожиданным – материал отвечает нормам.
Хозяева уже готовы были поверить, что вина полностью лежит на подрядчике, если бы не очередная бригада, которую они наняли для выполнения навеса над мусорным контейнером. Работники никак не могли подобрать черепицу – элементы не прилегали друг к другу. Кто виноват? Дошло до того, что на звонки не отвечали ни подрядчик, ни представитель производителя. А тем временем крыша дома продолжала течь.
В марте следующего года на стройплощадке встретились производитель и подрядчик. Было принято решение: черепицу снять, чтобы уложить жесткую обшивку из плит OSB толщиной 12 мм, а на нее – кровельную пленку. Будет протекать? Наверное, да, но вода стечет по пленке.
Кто должен заплатить за ремонт? Подрядчик выдвинул условие: мы можем бесплатно снять и опять уложить черепицу, но за другие работы придется заплатить. Представитель производителя черепицы в рамках компенсации (может все-таки чувствовал себя виноватым?) бесплатно предоставил кровельную пленку и три палеты черепицы.
Сейчас ведутся работы. Урегулирования проблемы и ликвидации ее последствий придется подождать.