Какие новые тренды отмечаются в архитектуре? Какие возможности открывает она перед отечественными зодчими? Какие новые формы организации проектного дела она рождает?
Остановлюсь на некоторых особенностях деятельности архитектурно-проектных кооперативов, которые с невероятной быстротой стали возникать сразу после принятия «Закона о кооперации». Создаются они, как правило, или при государственных проектных институтах, или при отделениях Союза архитекторов, которые становятся гарантом художественного и технического качества, проектов, а также принимают (на себя и определенные финансовые обязательства), не говоря уже о повсеместном использовании новых технологий, даже в таких традиционных процессах, как печать чертежей и разработка эскизов.
В чем же главное отличие организации творческого процесса в кооперативе от системы проектирования в крупных государственных структурах?
Первое, и самое главное, это возможность прямого контакта между заказчиком и исполнителем без Многочисленных бюрократических посредников. Это позволяет самому заказчику выбрать себе конкретного архитектора, который наиболее интересно реализует его задачи. В то же время архитектор, работая непосредственно с заказчиком может влиять на него как бы обращать «в свою веру». Заказчик становится соучастником творческого процесса. В итоге — максимальный эстетический результат.
Второе, и не менее важное. Появляется возможность объединяться во временные или постоянные коллективы близким по духу и творческим задачам архитекторам для работы над определенным объектом; Свобода выбора партнера, относительная свобода в выборе заказчика и возможность трудиться самостоятельно, вне зависимости от усложненной системы согласований государственных институтов — все это максимально выявляет творческий потенциал зодчего. Атмосфера небольших проектных бюро на кооперативных началах, где работают единомышленники, способствует раскрытию талантов. Не только молодые, но и маститые зодчие, зарекомендовавшие себя в архитектурной практике, считают эту форму работы наиболее продуктивной. Чтобы показать возможности новой формы организации проектирования остановлюсь на работе двух кооперативов «Бригада архитекторов» и «Архитектурное бюро».
«Бригада архитекторов», или «Бригада А» была создана , как частное объединение архитекторов. Объединилось 9 архитекторов, в основном молодых, представители движения «бумажная архитектура», лидеры этого движения. Их концептуальные проекты, романтические образы которых принадлежат фантастическому прошлому и будущему, не раз достойно представляли советскую архитектуру на международных конкурсах. Проекты, в которых они достигли столь высокого мастерства, не предполагали реального воплощения. Но архитектура не может существовать только на бумаге. Конечно, каждый мечтал о реализации замыслов. Организационные рамки кооператива представили возможность воплотить мечты в реальность и это вселяет еще одну надежду на возрождение профессии архитектора.
Интересная работа ведется кооперативом по реконструкции центральной части г. Сухуми. Архитекторам удалось найти непосредственный творческий контакт с заказчиком. Руководители города поверили в социальную силу архитектурных идей, стали соучастниками творческого замысла. В результате появилась возможность создать проект многофункциональной городской структуры, включающей объекты, возрождающие исторические традиции курортного города. Уже ведутся работы по реконструкции интерьеров ресторана «Москва» (авторы М.Белов, М.Крихели, Д.Крихели) создан проект павильона «Воды Логидзе» (автор М .Крихели).
Кооператив «Архитектурное бюро», в состав которого входят всего три архитектора В.Гудков, И.Корбут и Н. Степа нище в, очень разные по своей творческой индивидуальности, много лет проработавшие в различных государственных проектных институтах, но объединенные убеждением, что подлинная архитектура не может существовать в рамках монопольной бюрократической машины. Именно архитектор способен изменить мировоззрение общества — созданием уникальной среды обитания, так считают они. Примером тому может служить выполненный этими зодчими проект реабилитации городской среды г.Тынды, столицы Байкало-Амурской магистрали.
Новый город, сконцентрировав в себе все недостатки, порожденные засильем технократии, ведомственными интересами и постоянным жилищным голодом, был изначально запроектирован по шаблонам микрорайонов сверхбольших городов.
В поисках выхода из создавшейся градостроительной ситуации авторы использовали все имеющиеся в их распоряжении возможности для нетиповых, неповторимых и индивидуальных архитектурных решений, привлечения природных факторов, использования новых пространственных композиций и исторических ассоциаций.
Вот результат, получивший признание и высокую оценку специалистов, проект романтической реконструкции типового общественно-торгового центра предусматривает создание пространственной среды, являющейся основой для дальнейшего развития многослойной городской структуры, насыщенной, благодаря архитектурным фантазиям жизнью ярмарки и праздника.
Не менее интересен и проект центра культуры и спорта транспортных строителей с центпдлкным музеем строительства Байкалом Амурской магистрали, который должен стать центром общения жителей, реализации их духовной и социальной энергии. Разнообразны творческие интересы архитекторов этого небольшого бюро. Результаты их деятельности самые неожиданные. Это и удивительные фантазии Н. Огепаншцева поэтические образы танцующих и блуждающих фонтанов, необычных водных феерий. Это и попытка возродить традиционную московскую архитектурную школу с ее интенсивностью цвета и силуэт-ностью очертаний в конкурсном проекте на здание гостиничного комплекса для Фонда мира в Москве. Постоянное участие в конкурсах позволяет им держаться в необходимой творческой форме.
Хочется верить, что альтернативные формы организации архитектуры и проектного дела не только расширяют творческие возможности зодчего, но и раскрепощают его дух и вселяют веру в неограниченные возможности профессии.