Идея консервативности, не может не быть выражена в архитектуре, так как в статичной форме так или иначе отражаются быстро изменяющиеся взгляды настоящего времени. Модерн, сам по себе, кратковременный период, но успевший сформировать свои узнаваемые принципы и свой, богатый символикой, художественный язык. Формы повторяются как у самого мастера в его различных постройках, так и среди его коллег в аналогичных произведениях. Но, в отличие от классики, здесь появилась возможность свободы в трансформации формы-символа, каждый раз по-новому его преобразуя.
Сам принцип формообразования: отказ от употребления стереотипов и готовых форм, каждый раз создание новых смыслов и «игра» метафорами, превращается, по сути, в динамический творческий процесс. В модерне, в частности, в индивидуальном доме, средствами «неживого» статичного материала передавалась идея движения, обеспечивающая не только «жизненность» формы, благодаря многозначности заключенных в ней символов, но и предполагающая ответную реакцию зрителя в идее сотворчества, постоянного соразвития и духовного обогащения человека. Это становилось осознанным и необходимым условием «жизни» самой архитектуры.
Еще один достаточно дискуссионный вопрос — использование искусственных материалов. Например, тот же искусственный камень, который активно используется, как во внешнем оформлении зданий, так и в интерьере. Чаще всего искусственный камень используют при изготовлении столешниц и различных предметов сантехники. В этом смысле примечателен опыт компании «Союзстройдеталь», которая является популярным изготовителем и поставщиком столешниц из искусственного камня.
Ритм в природе представляет собой единство и борьбу двух противоположных тенденций. Первая тенденция выражается в повторяемости периодов ритма. Эта тенденция характеризуется сохранением качеств, свойств объекта, в чем выражена тенденция к устойчивости, консервативности развивающихся свойств объектов. Другая тенденция проявления ритма заключается в направленности ритмически организованного процесса. Она выражается в том, что каждый период ритма приобретает в своей структуре новые качественные связи, которые в совокупности создают необратимые изменения в ходе развития той или иной системы (Коновалов Ю. И. «Ритмические закономерности в архитектурно-пространственной среде» 1971)
Синтез — ритмический закон, организующий целостность Единое целое
Именно живая природа обладает «умением» приводить к «единообразию» самые разнохарактерные формы. И в этом смысле очень важно изучение в живой природе «механизмов» гармонизации: симметрии-асимметрии, пропорций, ритмов, тектоники, светоцветовых отношений и таких проявлений свойств форм живой природы, осваиваемых эстетически в архитектуре, как живописность, красочность, жизнерадостность, физическая легкость, прозрачность, структурность, психологически сопереживаемая надежность и т. п. («Архитектурная бионика» 1990). Одновременно, ритмы, возникающие в живой природе, не разобщают ее формы, а объединяют ее в одно целое — своеобразный ансамбль, — создавая условия гармоничного взаимодействия различных функционирующих структур. («Гармония форм в живой природе и архитектуре», 1976).
Целостность — необходимое качество всякой архитектурной композиции. В каждом стиле идет свой поиск необходимого равновесия средств художественной выразительности для достижения гармонии.
В отличие от других типов создания и поддержания целостности систем, модерн исследует динамичность и способы передачи движения, следовательно, усложняется задача поиска средств создания целостности, гармоничности. Передаваемое в архитектурной композиции потенциальное движение должно где-то начаться, развиваться, подхватывая многообразие разных составляющих тем, и где-то завершиться. Заданный изначально ритм как нельзя лучше справляется с такими задачами.
Прослеживаемая особенно ярко на примере особняков модерна ритмизация как общего построения, так и отдельных частей, позволяла объединять разнородные элементы в целое. Основной ритмический рисунок был повторен и развит вариациями отдельных «подтем». В самом ритмическом замысле была заложена своя «драматургия», рассчитанная на определенное восприятие, и этим обеспечивалось единство всего произведения.
Стремление к «пластичности» здания поддерживалось также сочетанием материалов. Применение разнообразных материалов в очень «насыщенном» пространстве могло быть осуществимо обладателем очень хорошего вкуса, зодчим — маэстро, слышавшим этот гармонический строй, позволяющий отделять главное и второстепенное, выполняя ударные акценты именно там, где они необходимы. Скрытая динамика архитектурного замысла определяла значимость частей и целого, осуществляя связь между потенциальным движением и геометрией формы.