Мы продолжаем дискуссию о преимуществах и различных аспектах применения высокомарочного строительного кирпича. О своем взгляде на проблему снижения себестоимости строительства и о перспективах внедрения новых материалов рассказывает начальник Санкт-Петербургского Регионального центра по ценообразованию в строительстве Павел Владимирович Горячкин.
Как известно, главной своей стратегической задачей Региональный центр по ценообразованию в строительстве Санкт-Петербурга видит снижение себестоимости строительной продукции в нашем городе, и в первую очередь, удешевление вновь возводимого жилья. Соответственно, мы приветствуем и поддерживаем в первую очередь тех производителей строительных материалов, которые, подобно Никольскому кирпичному заводу “Ленстройкерамика”, ставят во главу угла своей производственной и сбытовой политики не постоянное, не всегда оправданное, расширение номенклатуры продукции, не внедрение модных дорогостоящих новинок, но планомерную работу по уменьшению издержек строительных организаций. Можно сказать, что в этом цели РЦЦС и “Ленстройкерамики” полностью совпадают.
Единственный инструмент РЦЦС в деле снижения себестоимости строительства – индексы пересчета сметной стоимости. К сожалению, некоторые строители считают наши индексы неоправданно заниженными. Это не так. Пользуясь случаем, хочу лишний раз пояснить механизм их расчета.
Поскольку основная составляющая прямых затрат – материалы, им и уделяется первостепенное внимание. Для того чтобы определить справедливый коэффициент удорожания, необходимо в первую очередь выделить поставщиков, чья продукция по всем показателям соответствует всем действующим требованиям ГОСТов и других нормативов. На этом этапе отсеиваются фирмы, о которых известно как о поставщиках некачественной продукции. Затем, из оставшихся необходимо выделить поставщиков и производителей, способных ритмично и в полном объеме обеспечивать стройматериалами значительную часть крупных подрядных организаций. Такой подход позволяет исключить влияние на коэффициент удорожания мелких случайных партий стройматериалов.
Наконец, из всех поставщиков материалов, отвечающих первым двум требованиям, мы включаем в расчетную таблицу тех, кто предлагает наименьшую цену. При этом, мы внимательно отслеживаем появление и внедрение технологических новинок, особенно тех, что способствуют уменьшению затрат на капитальное строительство, и учитываем их при расчетах. Пожалуйста, Вы можете приобретать и более дорогие, и менее технологичные материалы. Но тогда не удивляйтесь, если реальная себестоимось Вашего здания окажется выше расчетной.
То же самое можно сказать и о транспортной составляющей коэффициента. Мне представляется неправильным определение транспортных затрат как некий фиксированный процент от стоимости перевозимых материалов. РЦЦС рекомендует считать транспортные издержки, например грузоперевозки Санкт-Петербург — Москва или наоборот, по фактическим затратам, что позволяет, путем более тщательного отбора фирм-перевозчиков, не допускать завышения затрат на перевозки.
Таким образом, становится понятно, что для достижения наилучших финансовых результатов необходимо более тщательно, системно подходить к вопросу выбора поставщиков и перевозчиков. Тогда и проблем с применением индексов не будет.
Все вышеизложенное, особенно упоминание о системном подходе, наиболее наглядно проявляется на примере применения высокомарочного кирпича Никольского кирпичного завода “Ленстройкерамика” для возведения внутренних несущих стен зданий повышенной этажности. Несмотря на заметное повышение отпускной цены кирпича М-300, по сравнению с широко применяемыми марками, благодаря уменьшению толщины несущей стены, в итоге, мы наблюдаем весьма значительное снижение прямых затрат. За счет снижения расхода материалов (в первую очередь самого кирпича и кладочного раствора). За счет уменьшения трудоемкости (и, как следствие, заработной платы основных рабочих). За счет уменьшения затрат на эксплуатацию строительных машин (в первую очередь подъемных кранов). И это не считая снижения затрат на устройство фундамента!
Что же касается стоимости доставки, то здесь вообще разговор особый. На прошедшей недавно в Госстрое Общероссийской конференции региональных центров по ценообразованию в строительстве, как раз на примере высокомарочного кирпича я проиллюстрировал пагубность методики определения транспортных затрат как процента от стоимости перевозимых материалов.
Судите сами: для транспортников все равно, какой марки кирпич они везут – М-100 или М-300. Но, если учесть, что высокомарочного кирпича на объект требуется значительно меньше (на 30%) — налицо реальная экономия. При определении же стоимости доставки традиционным способом (13% от стоимости перевозимого кирпича), наоборот, получается значительное удорожание. Вот такая арифметика!
Ну и, наконец, самое главное. Расчеты показали, что сокращение толщины внутренней несущей стены только на 12 см позволяет получить с каждых восьми погонных метров по одному кв. м дополнительной площади. А почем у нас сейчас квадратный метр?
Исходя из приведенных соображений, Региональный центр по ценообразованию в строительстве Санкт-Петербурга будет всячески способствовать внедрению высокомарочного кирпича Никольского кирпичного завода “Ленстройкерамика”, как соответствующего стратегическим интересам строительного комплекса нашего города.
Лично я считаю, что в наших условиях наилучший материал для жилищного строительства – керамический кирпич. И как убежденный сторонник кирпичного строительства я приветствую все нововведения в этой области, позволяющие строить лучше и дешевле.